Театр на воде – завораживающее зрелище. Удивительное и экзотичное для иностранцев. Понятное и традиционное для вьетнамцев.
Этот уникальный вид искусства существует более 1000 лет и распространен по всему Вьетнаму. В каждом регионе – свои артистические и технические секреты представлений. Сценой служит водоем – естественный или искусственный, а сами актеры, находясь по пояс в воде за плетеными бамбуковыми ширмами, управляют куклами-персонажами.
Незамысловатые сюжеты в красочной оправе
Главный герой всех представлений – ловкий и смекалистый мальчик Тэу. Именно он по традиции начинает все спектакли вьетнамского театра кукол на воде. Под веселое музыкальное сопровождение и барабанную дробь появляется эта кукла, чтобы поприветствовать зрителей и задать нужный тон предстоящему спектаклю.
Особенность драматургии театра на воде – обилие монологов. В основе репертуара – сюжеты из крестьянской жизни, в которые хитроумно вплетаются истории с феями, драконами, черепахами и фениксами. Это короткие колоритные пьесы, повествующие о повседневных крестьянских заботах, о народных забавах и праздниках. Действия разворачиваются на фоне деревенских пейзажей и вьетнамской природы.
Как правило, в представлении принимают участие 11 специально подготовленных кукловодов. Обучают этому мастерству не менее трех лет. В процессе подготовки будущие артисты учатся управлять с помощью веревок куклами-марионетками, прикрепленными к длинному шесту. Спектакль проходит в темноте, и со стороны зрительного зала действие выглядит настолько реалистично, что кажется – куклы самостоятельно двигаются по воде. Музыкальное сопровождение осуществляет оркестр народных инструментов, сольные партии исполняются на флейтах, донбоу, барабанах.
Один из самых зрелищных спектаклей в ханойском кукольном театре «Тханглонг» – «Танец Дракона». Гаснет свет, и с первыми аккордами вступительной песни из воды резко выскакивают два дракона. Монстры вступают в схватку, бьют хвостами по воде, разбрызгивая ее во все стороны, при этом достаточно грациозно скользят по водной глади. Драконы внезапно исчезают и тут же вновь предстают перед публикой, выпуская из пасти клубы дыма. Эффект неожиданности неизменно срабатывает, повергая зрителей в испуг и вызывая восторг.
Древние традиции и современные ноу-хау
Зародился кукольный театр на воде во вьетнамской деревне. Тысячу лет назад персонажей изображали огородные чучела, а сюжеты являлись хроникой традиционного сельского быта. Впоследствии стали изготавливать более реалистичных кукол из дерева сунг, точнее – из отходов древесины, оставшихся после строительства домов. Такие куклы получали большую схожесть с реальными людьми и животными, а также с национальными мифическими персонажами – единорогом, драконом, фениксом. Подвижность кукол обеспечивали нити для рыболовных сетей, бамбуковые и камышовые шесты. Народные умельцы создавали из подручных материалов уникальные модели, которые «оживали» в руках кукловодов. Представления устраивали на затопленных рисовых полях, на близлежащих прудах и озерах.
Традиции и секреты изготовления кукол для театров на воде бережно хранятся во многих селениях Вьетнама и передаются из поколения в поколение. Свои отличительные черты в каждой деревне имеет техника представлений. Например, в поселке Нгуен спектакли непременно сопровождаются подводным взрывом петард, имитирующим появление огнедышащего дракона. Артисты деревни Даотхук «заставляют» своих кукол подпрыгивать над поверхностью воды, кататься на качелях, запрыгивать на буйвола и выполнять другие «головокружительные» трюки. Некоторые деревенские театральные труппы получили мировую известность, и успешно гастролировала по Азии и Европе.
В современном Вьетнаме действуют стационарные водные сцены для кукольных спектаклей. В столице государства Ханое – это Центральный кукольный театр, открытая сцена Этнографического музея и знаменитый Кукольный театр «Тханг Лонг».
Представления водного театра «Тханг Лонг» ежегодно привлекают сотни тысяч иностранных туристов. Сцена расположена в центре Ханоя, вблизи легендарного озера Хоанкьем. В течение года театр дает более 500 спектаклей при полном аншлаге.
Молодой вьетнамский мастер Фан Тхань Лием из деревни Намчик (что вблизи Намдиня) сконструировал мобильную миниатюрную версию театра на воде. В проекте задействованы легкие материалы и соответствующие по размеру куклы. Для того чтобы организовать водную сцену потребуется емкость величиной с ванну и несколько ведер воды. Музыкальное сопровождение записано на диске, а всеми персонажами управляет один кукловод – сам Фан Тхань Лие. Со своим мини-театром мастеровитый и находчивый артист уже успел совершить триумфальную поездку в Италию.