Северный Вьетнам, в отличие от южных прибрежных курортов, не избалован повышенным вниманием туристов. Тем не менее, этот интересный и колоритный регион дает более точное представление о стране и жителях.
Экстремальная красота
Cевер Вьетнама – древнейшая часть современного государства. Это ощущается при знакомстве с историческими памятниками, которых здесь сохранилось намного больше, чем в центральных и южных областях. Местные культурные достопримечательности поражают своей не европеизированной аутентичностью: затерянные деревни, хаотические горные рынки, самобытные племена, древнейшие традиции и легенды.
А природа радует девственной чистотой и свежестью: многоцветные рисовые террасы, непроходимые джунгли, заоблачные горные вершины, великолепные морские заливы, в том числе, всемирно известная «визитка» Вьетнама – бухта Халонг.
Буквально на границе с Китаем низвергает воды один из красивейших водопадов планеты – Детиан (или Бан Гиок). Водопад состоит из трех частей, небольших бассейнов и каскадов. Сплавляясь на плоту, увлекаемом стремительным водным потоком, можно рассмотреть Детиан со всех ракурсов и свободно пересечь Вьетнамо-Китайскую границу.
В окрестностях Сапы находится гора Фансипан – самая высокая точка Индокитая (3143 метра) и самая желанная вершина для скалолазов. Роскошные объекты для приключенческого туризма.
Северный характер
Северный Вьетнам живет азиатскими мифами, лакомится французскими круассанами, имеет собственные представления о семейном укладе, взаимоотношении полов и личном пространстве.
У Северного Вьетнама свой характер, отличный от юга. Люди на севере трудолюбивые и экономные – из десяти заработанных монет тратят три, и всегда откладывают на черный день. В то время как южане, избалованные турбизнесом, более расточительны – умудряются при заработке в 10 монет истратить 15.
Регионы отличаются даже оттенком произношения: на севере – тон выше, на юге – ниже. И знаменитый суп фо на севере Вьетнама приготовят максимально приемлемо для русского желудка.
Северо-западный Вьетнам и в частности Сапа – идеальная местность для изучения жизни вьетнамских горцев. В этом колоритном краю зародились древние племена Индокитая: красные дао, черные и цветочные хмонги.
Французские колонизаторы нарекли жителей здешних территорий «горными людьми», или «монтаньярами». Об отношении французов к вьетнамским крестьянам можно судить по пословице: «Вьетнамцы рис сеют, кхмеры за этим наблюдают, а лаосцы слушают, как рис растет». В этом емком изречении отражена характеристика для соседствующих народностей Индокитая.
Северные вьетнамцы – деятельны и предприимчивы. Кхмеры (народ Камбоджи) недостаточно трудолюбивы и усердны, поэтому пребывают в нищете. Лаосцы полностью погружены в буддизм и поэтому невосприимчивы ко многим проявлениям современной цивилизации.
Великолепные монтаньяры
Хмонги и дао, как и тысячи лет назад, охотятся и ведут натуральное хозяйство, основанное на земледелии. На террасированных горных склонах выращивают главные для себя продукты – рис и кукурузу. Местами высеивают рожь и лен на выжженных участках леса. Специально культивируют целебные травы и на их основе готовят лекарства от всех болезней. Разводят домашних животных – от крупного рогатого скота до птицы и собак.
Все члены большой семьи живут в одном доме, поддерживают друг друга во всем, порой даже ценой собственной жизни. У этих народностей категорически запрещены внутрисемейные браки, зато приветствуются межплеменные брачные союзы между дружественными народностями.
Дао и хмонги практикуют церемонию обручения для бедных – хай пу. Если у семей новобрачных нет денег на свадьбу, жених и невеста сговариваются о тайном уединенном свидании, после которого новоиспеченный супруг может официально привести избранницу в свой дом. Но все это происходит с ведома и разрешения родителей молодоженов.
В Сапе даже есть Рынок любви – место, где юноши и девушки испокон веков выбирали себе спутников жизни. Молодежь из горных племен съезжалась сюда в определенные дни. На закате девушки заводили лирические песни, а парни, привлеченные чарующей мелодией, выбирали певунью по душе. С приходом колонизаторов этот старинный обычай был практически утрачен. В наши дни Рынок любви вновь ожил – здесь собираются молодые горцы, звучат народные песни, местность пестреет красочными нарядами. Но все это – скорее представление для туристов, чем романтическая история.
Монтаньяры всегда полагались исключительно на собственные силы и традиции, этим и подкупают иноземцев при близком знакомстве.
Побывав в гостях у горных жителей Северного Вьетнама, не избалованных и не запрограммированных цивилизацией, выкарабкавшись из дремучих джунглей, путешественники еще долго страдают ностальгией по этим фантастическим местам и не упускают возможности вернуться.