Во Вьетнаме более 14 тысяч буддийских храмов и пагод. При многих из них действуют монастыри – многочисленные и малолюдные, аскетичные и благоустроенные.
Некоторые монастырские дворы открыты для жителей близлежащих поселков и для туристов. В горах и джунглях Вьетнама существуют обособленные буддийские общины, не поддерживающие тесных связей с миром.
В монастырях буддистов действует строгая иерархия и свод правил – с необходимым минимумом для всех категорий верующих: 5 правил для мирян, 10 – для послушников, 227 беспрекословных догм для мужчин, решивших посвятить свою жизнь Будде и более 300 для женщин-монахинь.
Возраст послушников достаточно юный – с семи лет. А принять обет монашества можно только с 20 лет. А вот здесь – утонение: возраст для поступления в монастырь исчисляется не с момента рождения человека, а с момента зачатия.
Монахи, нарушившие обет и вернувшиеся к мирской жизни, подвергаются жесткому общественному осуждению. Только три раза за всю монашескую жизнь служителям Бога полагается краткосрочный «отпуск по семейным обстоятельствам».
Все по уставу
Распорядок дня примерно одинаков во всех буддистских монастырях.
Пробуждение в пять утра под звуки гонга. Далее следуют молитва, сбор пожертвований и утренняя трапеза – чем бог послал. Впрочем, монастыри, расположенные в удаленных районах имеют собственные подсобные хозяйства, и меню отшельников не зависит от щедрости подающих милостыню.
В некоторых монастырских хозяйствах разводят живность – свиней, курей. Но вот незадача – супчик из них не сваришь. И вовсе не потому, что религия запрещает мясоедение. Монахи не могут сами убивать животных для пропитания. И не примут в дар от мирян мясо животных убитых специально для приношения.
Уборкой монастырской территории занимаются младшие монахи. Затем община собирается на занятия – изучают буддизм, читают и заучивают молитвы.
Вторая и последняя трапеза проходит не позднее полудня. Во второй половине дня запрещено принимать пищу, разрешается только пить. Здесь могут быть строгие ограничения – только воду. Если же устав позволяет, то питье может быть достаточно сытным – коктейли с молоком, фруктами, яйцами. Вроде бы и догма не нарушается, и голодать не приходится.
Послеобеденная жара приостанавливает жизненную активность в монастыре – наступает время сиесты.
Монахи не имеют права зарабатывать деньги – только получать их косвенно, например, в виде подаяний. В принципе, работать слугам божьим вне стен обители не возбраняется. Но, поскольку, вознаграждение не полагается, то работающий в поте лица монах – зрелище практически нереальное.
Кроме милостыни источником доходов монастыря являются всевозможные религиозные и светские праздники, а также участие в ритуальных мероприятиях – свадьбы, похороны, благословение новорожденных и другие.
Почему оранжевый?
Вне стен святого прибежища монахи обязаны появляться в одеждах, закрывающих тело от шеи и ниже колен. Канонический цвет одеяния – оранжевый (оттенки шафрана или карри). Но в действительности встречается монашеская одежда разных цветов: красно-коричневый, темно-серый, зеленый, светло-розовый. Искать причину таких различий в статусности монахов или традициях отдельных общин не стоит. Все гораздо проще – что есть, из того и шьют.
Традиционный оранжевый цвет – в память о скитаниях великого Будды. Царский сын покинул дворец и отрекся от мирских потребностей. И даже одежду не покупал, а предпочитал шить самостоятельно – из найденных лоскутов и тряпок. Он подбирал их по дороге и в местах кремации умерших. Пытаясь очистить и облагородить одеяния, Будда отмачивал их в шафрановом растворе. Отсюда – желтовато-оранжевый оттенок.