Вьетнамцы почтительно относятся к духам предков, посылают им из реального мира весточки и даже «материальные блага» в виде символических банкнот и предметов роскоши. А чтобы получить поддержку из загробного мира, обращаются к посредникам – медиумам.
Персональный консультант из мира духов
Экстрасенсы умеют призывать духов из тьмы и разговаривать с ними – задавать вопросы и просить совета от имени своих клиентов. Через проводников в царство мертвых простые вьетнамцы пытаются узнать: заключать ли сделку, заводить ли ребенка, вступать ли в брак и когда лучше играть свадьбу.
В ходе ритуала медиум входит в транс и соприкасается с родственником умершего, чтобы призвать именно того духа, который нужен. Фантом проникает в тело медиума и начинает вещать его ртом. Можно даже пригласить духа поселиться в доме родственников, чтобы постоянно «контролировать ситуацию» и своевременно приходить на помощь.
В доме вьетнамцев, у которых «проживает» дух, для бестелесного родича отводится персональное место на кухне, отдельная тарелка и предлагается специальная еда. Непосвященным, зашедшим в гости в такой дом, становится слегка жутковато от того, что семейство то и дело обращается к невидимой сущности – беседуют, как ни в чем не бывало.
Почитаемая и презираемая традиция
В XVI веке сознанием и душами вьетнамцев завладела религия Hau Dong – смешение анимизма, даосизм и буддизма. Поклонение Матери-Богине, предстающей в трех ипостасях – повелительницы неба, леса и воды. Явление спиритизма – вызова духов – связывают именно с этим религиозным течением.
Во время проведения священных ритуалов, медиумы ритмично двигаются под громкую музыку и входят в транс, достоверно перевоплощаясь в разных мифологических персонажей. Создается впечатление, что духи на самом деле вселяются в тела шаманов, раздают благословения, исцеляют, предсказывают судьбу.
Ритуал «принятия духов» способствовал позитивному отношению к геям в традиционном вьетнамском обществе. Медиумы-геи, балансирующие в себе начала Инь и Ян, являются идеальными сосудами для духов любого пола.
Социалистическое правительство Вьетнама запретило обряды hau dong. Храмы были закрыты, а медиумы арестованы с изъятием всех профессиональных атрибутов. В этот период вьетнамский термин, обозначающий медиумов, стал ассоциироваться с уничижительным прозвищем гомосексуалистов или хвастливых мужчин. И до сих пор используются в таком неприглядном смысле, несмотря на то, что современные вьетнамские медиумы – это мужчины и женщины, вполне себе нормальной сексуальной ориентации, имеющие семью и детей.
Возрождение запрещенного ритуала
С 1986 года отношение к hau dong перестало быть категоричным – повело «плюрализмом» из СССР. А в 2005 Коммунистическая партия Вьетнама и вовсе сняла запрет с практики суеверий. В конце 2016 года внимание к hau dong продемонстрировала ЮНЕСКО, признав традицию 11-м нематериальным наследием Вьетнама и закрепив ее законность. В наши дни медиумы практикуют открыто, а интерес к ритуалу возрастает, в том числе, со стороны туристов.
Церемония переселения духов, особенно в массовом формате, приносит весомую прибыль устроителям. За проведение одного ритуала храмы запрашивают несколько тысяч долларов, и участие в нем для заказчиков является показателем статусности в обществе. Многие медиумы зарабатывают на обучении новичков, на предсказаниях будущего своим клиентам и даже на обрядах экзорцизма.
Впрочем, медиумы и сами нередко разбрасывают тысячи долларов, войдя в раж во время многочасовых церемоний. Обыватели-реалисты, воспитанные в духе капиталистических реалий, считают hau dong нерациональной тратой денег и времени.
Призванные духами
Древние догмы культа гласят: добровольно стать медиумом нельзя, только по зову Богов. Нельзя также игнорировать призвание, чтоб не навлечь на себя и свой род гнев Богов, а вместе с ним беды и неудачи. Проявляется зов духов в виде «шаманской болезни». Симптомы схожи с проявлениями одержимости – высокая температура тела, пена изо рта, воспаленный блеск глаз, невнятный бред.
Посвященный в медиумы считает это своей жизненной обязанностью и отстраняется от постороннего мирского восприятия своей деятельности. Случается, что оставляет налаженную, довольно обеспеченную жизнь ради того чтобы стать избранным, способным преодолеть пропасть между небожителями и людьми.
Медиум, облаченный в большой красный плащ с вышитыми драконами, раскачивается в ритуальном танце на пьедестале храма. Его движения сопровождаются пением помощников, участвующих в ритуале, звуками тамтамов, цимбал, цитр, флейт. Заклинания произносятся все энергичнее и пронзительнее. В руках медиума два коротких ритуальных кинжала. Низким гипнотизирующим голосом он поет гимн Царя Драконов. Затем хлопает в ладоши, замирает на миг и сбрасывает плащ.
Перед глазами восторженных адептов предстает принцесса в белом платье. Это уже не земной человек – это сама Святая Богоматерь в одной из своих ипостасей. Меняется не только наряд медиума, преображается пластика, мимика, голос, выражение глаз. Юная дева поет нежным голосом, обмахиваясь изящным веером.
Действительно переселение душ или высокий артистизм? Чтобы выяснить истину, закажите персональный hau dong и попробуйте «разговорить» духов на интересующую вас тему – что там за гранью?