Весной отмечают свои праздники представители многочисленных народностей Вьетнама. Собираются селениями и целыми уездами, чтобы вместе начать новый полевой сезон, задобрить силы природы и вымолить богатый урожай.
А вьетнамские кхмеры в апреле встречают свой Новый год.
Кхмерский Новый год
В южных провинциях Вьетнама проживают около 1,3 млн. представителей этой древнейшей народности. Кхмеры имеют богатую историю и духовную жизнь. Среди множества традиционных праздников, которые отмечаются испокон веков, наиболее значимые – Кхмерский Новый год Чол Чнам Тхмей и обряд поклонения Луне Ок-анг Бок.
Новогодний праздник встречают в апреле. Точная дата начала Кхмерского нового года определяется по астрономическому календарю и зависит от движения солнца. Чол Чнам Тхмей – один из самых веселых и торжественных праздников народности Кхмер. В эти дни люди приходят в гости к родственникам и друзьям с наилучшими пожеланиями. В поселениях проходят яркие и многолюдные культурные и спортивные мероприятия. Первый день нового года кхмеры называют Моха Сонгкран. В этот день верующие собираются в пагодах, играют на барабанах и гонгах, проводят ритуал приглашения Будды.
Одно из самых колоритных событий праздника поклонения Луне – гонки на лодках нго, которые устраивают между соседними селениями.
Обряд поклонения духу Леса у народности Коту
Представители этой малой народности проживают в основном в горном уезде Тэйзянг (провинция Куангнам). Жизнь, культура и традиции коту неразрывно связаны с природой и в частности с лесом, который дает им пищу, одежду и стройматериалы. Главное событие, знаменующее начало нового сельскохозяйственного сезона – мартовский обряд поклонения духу Леса. Пока не проведен ритуал, местные жители не могут сеять новый урожай и заниматься торговлей.
Рано утром в назначенный день старейшины и представители со всех поселений горного уезда Тэйзянг собираются в экологической деревне общины Асан – в деревне Аранг. Торжественная часть проходит в лесу Пому. Для того чтобы в течение года пользоваться дарами леса, жители должны попросить разрешения у духа Леса.
По древним представлениям коту, лесные духи живут в старых многовековых деревьях. Тот, кто осмелится срубить деревья духов, впоследствии подвергаются жестоким наказаниям со стороны общины и вызывают на себя гнев самой Природы – часто и сильно болеют. Под вырубку старейшины отводят специальные территории, запрещая доступ к девственным реликтовым лесам.
В древние времена коту приносили в жертву лесному духу самого крепкого буйвола. Их потомки ограничиваются современным набором продуктов, в которые традиционно входят алкоголь, клейкий рис, рыба, курица, фрукты.
Пому – первобытный лес, в котором произрастают более 2000 деревьев, признанных объектами экологического наследия. Многие из них тысячи лет берегут покой лесных духов и близлежащих деревень. Зеленые угодья Пому, или «королевство Пому», как называют его местные жители, находятся на высоте 1500 метров над уровнем моря и занимают площадь более 450 гектаров. Местные жители называют его.
Весенние праздники в высокогорном Вьетнаме
Молитва о хорошем урожае, о счастье и благополучии, обряд выхода на рисовые поля, национальные забавы и радостные эмоции – все это составляющие весенних праздников, которые ежегодно проходят в высокогорных провинциях Вьетнама. Подобные мероприятия помогают местным народностям сохранять свои древние традиции, передавая их из поколения в поколение.
Первый и второй месяцы по лунному календарю – сезон праздников на северо-западе Вьетнама. Народности Нунг, Зао и Таи отмечают Лонгтонг (Выход на рисовые поля). Представители нацменьшинств Мыонг и Тхай возносят молитвы о семейном достатке и благополучии. Монги празднуют Гаутао.
Во время праздника выхода в поле представители народности Мыонг приглашают дух Риса присоединиться ко всеобщему торжеству и принести с собой здоровье и счастье всем молящимся. Для того чтобы задобрить высшие силы вяжут красивые огромные снопы риса. По окончании праздника между семьями селения распределяются рисовые семена, как символ подготовки к новому урожаю.
Мыонги устраивают культурно-спортивные мероприятия, к которым с радостью присоединяется представители соседских братских народностей – Зао, Нунг, Таи. Любимое развлечение молодых участников праздника – бросание матерчатого шарика через высоко подвешенный большой обруч. Вместе с мячиком молодые люди передают друг к другу свои симпатии и чувства. Не обходится и без динамичных и даже экстремальных мероприятий, таких как стрельба из лука и скачки на лошадях.
Монги, проживающие в провинциях, Лаокай, Хазянг, Диенбиен, Йенбай, в праздничных забавах демонстрируют боевой дух мужчин и юношей – защитников рода. Здесь устраивают спортивные силовые игры и показательные бои представителей национальных видов борьбы.